+7 (499) 653-99-39
г. Москва, ул. Ивовая, д. 6, корп. 2

Ведомственная охрана РЖД: структура, задачи и грузы, подлежащие обязательной охране

Ведомственная охрана РЖД: структура, задачи и грузы, подлежащие обязательной охране

Ведомственная охрана железнодорожного транспорта обеспечивает защиту грузов в пути, объектов ж/д инфраструктуры и прилегающих к ним участков суши или воды. Ее  подразделения также занимаются профилактикой противоправных действий. Иногда в состав ВО ЖДТ входят не только охранные структуры, но и пожарные части.

Военизированная охрана РЖД: что это

Военизированная охрана РЖД просуществовала в Российской Федерации с 1991 по 2001 год. Позже в действие вступил закон «О ведомственной охране» от 1999 года. Систему кардинально пересмотрели.

На ее базе возникла ведомственная охрана РЖД. Задачи у структуры похожи.

Сотрудники обеспечивают безопасность объектов транспортной инфраструктуры:

  • железнодорожных узлов;
  • вокзалов;
  • мостов;
  • вагонов;
  • поездов;
  • грузов.

Однако правовой статус охранников изменился. Работники организации более не могут выписывать нарушителям штрафы. Этой функции сотрудников предприятия лишили.

Охрана железнодорожного транспорта

Охрана железнодорожного транспорта

Военизированная охрана на ЖД-транспорте осталась в ряде стран постсоветского пространства. Эти подразделения решают задачи в Беларуси, Украине, Казахстане.

Структура подразделения

В России ВО ЖДТ – юридическое лицо. Компания имеет четкую иерархическую структуру. В основе находится Управление ФГП ВО ЖДТ России. Ему напрямую подчиняются филиалы. В РФ всего насчитывается 17 таких объединений.

Филиалы организовывают и контролируют работу отрядов подведомственной охраны. Последних в структуре насчитывают 61. Им подчиняются:

  • Стрелковые команды.
  • Стрелковые команды, охраняющие искусственные сооружения.
  • Стрелково-пожарные команды.
  • Пожарные команды.
  • Пожарные поезда.

Все отвечают за определенный район несения службы. Для поддержания общественного порядка отряды могут привлечь и к другим участкам.

Задачи сотрудников

ЖД-охрана обеспечивает безопасность на железнодорожном транспорте. Задач у подразделения много. Условно их можно разделить на 2 больших класса:

  • Физическая защита объектов.
  • Профилактическая работа.

Ведомственная охрана железнодорожного транспорта сопровождает ценные и особо ценные грузы. Она предупреждает кражу цветных и черных металлов, углеводородов, технологического оборудования, автомобильного транспорта, перевозимого по ЖД-путям. Иногда участвует в защите станций и других объектов инфраструктуры.

Охрана железнодорожных станций

Охрана железнодорожных станций

В состав ФГУП РЖД «Охрана» входят и пожарные инспекторы. Основная задача – профилактика возгораний. В перечень ответственности относят обеспечение противопожарной безопасности на стационарных и подвижных объектах.

При возникновении нештатной ситуации в дело вступают противопожарные поезда. Охрана ЖДТ насчитывает 307 объектов подобного класса. 67 моделей, обладающих повышенными тактическими возможностями, используют для тушения сложных возгораний.

Перечень грузов, подлежащих обязательной охране РЖД

Ведомственная охрана железнодорожного транспорта отвечает за безопасность разных типов грузов. Итоговый перечень включает 57 позиций.

На официальном сайте федерального государственного предприятия указан конечный список. В него вошли:

  • мебель (за исключением плетеной и металлической);
  • топливо (ракетное, бензин, дизель);
  • цветные металлы, сплавы на их основе и прокат;
  • чугун;
  • машины (в том числе сельхозтехника, тракторы);
  • продукция радиопромышленности (в том числе и бытовые приборы);
  • части подвижного состава (кроме рельсов);
  • косметика и парфюмерия;
  • резинотехнические изделия (новые и бывшие в употреблении);
  • газы (кроме энергетических);
  • продукты питания (сахар, сыры, масла, мясо, колбасы и т. п.);
  • алкогольные напитки (пиво, спирт, водка, коньяк и т. п.);
  • обувь, изделия из кожи, гражданская одежда, военная форма;
  • ювелирные предметы;
  • грузы специального назначения (военные, медицинские, гуманитарные);
  • технические жидкости (метанол, этанол).

Перечень могут и расширить. Введение дополнительных наименований, подлежащих железнодорожной охране, определяет Минтранс и Министерство путей сообщения.

Основные отличительные черты обеспечения охраны железнодорожных объектов и их нюансы

Ведомственная охрана РЖД обеспечивает безопасность критически важных объектов инфраструктуры. Противоправные действия злоумышленников на железной дороге могут парализовать жизнь страны. Это чревато серьезными материальными и людскими потерями.

Стоит учесть и размеры страны. Протяженность железной дороги в России огромная. Некоторые районы сильно удалены от центра. Однако и там необходимо обеспечить безопасность объектов транспортной инфраструктуры, сохранить грузы и предупредить противоправные действия злоумышленников.

Охрана поездов

Охрана поездов

Для повышения качества работы стрелки ведомства разного разряда часто действуют совместно с полицейскими. Одной лишь физической охраной транспорта и грузов вопрос не ограничивается. К обязанностям стрелков относят и помощь в ликвидации техногенных и природных катастроф. Труд работников охраны железнодорожного транспорта многозадачный.   

Система безопасности для железнодорожного транспорта

Для повышения эффективности защиты грузов и инфраструктуры по адресам разработчики периодически предлагают разные дополнительные системы охраны железнодорожных объектов. Презентации оборудования сопровождаются анализом качества работы.

Чаще всего используют видеонаблюдение. Приборы размещают вдоль железнодорожных путей, в купе проводников, кабинах машинистов. Это позволяет быстро отслеживать происходящие изменения и своевременно на них реагировать.

Камеры наблюдения на вокзалах

Камеры наблюдения на вокзалах

Тепловизоры определяют состояние пассажиров и персонала. Их используют для минимизации рисков заражения и распространения заболевания. Оборудование подходит и для предупреждения возгорания.

Профессиональное обучение и переквалификация сотрудников

Вакансии охранников на ЖД пользуются популярностью. Эта работа со стабильной зарплатой и вертикальным карьерным ростом. Подготовка кадров трехуровневая:

  • начальный;
  • технический;
  • повышение квалификации.

Начальную подготовку проходят вновь прибывшие сотрудники. После этого работникам необходимо сдать квалификационный экзамен.

Техническая подготовка длится от 36 до 42 часов. Курсантам рассказывают о специфике работы в конкретном подразделении.

Квалификацию повышают в отраслевых вузах. Это необходимо для дальнейшего карьерного роста.

Защита железной дороги – составляющая безопасности страны.

Комментарии закрыты.