В процессе ведения предпринимательской деятельности не обходится без обращения с наличными деньгами, а также материальными или документальными ценностями. Хранение их в неподготовленных местах – не лучшее решение. Требуется закупать специальное оборудование и сейфы, устанавливать сигнализацию и возлагать лишние нагрузки на персонал с заполнением соответствующих вакансий. Оптимальным выходом становится заказ услуги инкассации в специализированной службе.
Когда нужна услуга
Инкассация – официальная банковская операция по сбору, транспортировке и сдаче наличных денежных средств или иных ценностей (документов) в назначенное место (финансовую организацию, предприятие, частному лицу).
Услуга требуется для:
- соблюдения ограничений по остатку наличности в кассе юридического лица;
- быстрой и регулярной доставки ценностей по месту назначения;
- безопасного перемещения и хранения ценностей с максимальной защитой от злоумышленников.

Защита наличных при инкассации
Преимущества:
- передача собственных рисков другим лицам;
- обеспечение безопасности ценностей вооруженными сотрудниками с принятием материальной ответственности;
- экономия времени на транспортировке и нахождении в очереди для сдачи по месту назначения;
- быстрое зачисление денег на расчетный счет без падения оборотов.
Недостатки:
- бюрократические издержки при подготовке и заключении договора с лицензированными службами;
- регулярное заполнение требуемых документов и упаковка ценностей в мешки строго к назначенному сроку;
- оплата холостого выезда в случае неготовности к сдаче.
Как заказать услугу
Вначале проводится подготовительная работа, чтобы заказать инкассацию. По времени она может длиться несколько недель:
- Создание требуемых условий – подготовка свободного проезда с возможностью парковки рядом со входом, недопущение скопления посторонних лиц по маршруту движения, оборудование изолированного помещения, закрываемого на ключ.
- Выбор подходящей службы, имеющей лицензию, и подача предварительной заявки для оформления договора по установленной форме.
- Согласование стоимости инкассации – при отсутствии тарифов в открытом доступе цены оговариваются индивидуально.
- Изучение пунктов договора с уточнением деталей – обязанности сторон, время инкассирования и ожидания приема, принадлежность мешков для упаковки, порядок действий при обнаружении ошибок.
- Подписание договора обслуживания. В случае заказа услуги инкассации в банке, ведущем расчетный счет, – двусторонний; в отдельной службе – трехсторонний (заказчик, банк и компания).
- Согласование графика прибытия сотрудников или договоренность о заказе услуги по телефону.
- Предоставление образца пломбы.
- Изучение инструкции, обучение исполнителей подготовке ценностей к передаче и заполнению документов.
- Передача службе инкассации реестра объекта.
И не менее важный пункт – проверка готовности к первому приезду, устранение выявленных недостатков.
Порядок и этапы инкассации
Процедуру условно можно разделить на несколько этапов.
Перед приездом инкассаторов
- Подготовка наличности или ценностей к препровождению. Применяют пломбиры, штампы, печати и пр. Количество мешков рассчитывается по объему. Для каждой сумки установлен порядковый номер, пломбировка выполняется по определенным правилам.
- Пересчет и упаковывание всех ценностей согласно инструкции перед распределением по мешкам.
- Составление препроводительной ведомости, накладной и квитанции к каждому инкассаторскому мешку.

Стоимость услуги инкассации
Пломбировка сумок для передачи.
Приезд инкассаторов
Прибывший сотрудник показывает материально ответственному лицу служебное удостоверение, доверенность, явочную карточку и пустой мешок, а кассовый работник предоставляет образец пломбы. Далее происходит:
- Выдача заполненной сумки и документов (квитанция и накладная). Препроводительная ведомость вкладывается в сумку с наличностью.
- Осмотр целостности, сличение пломбы с предъявленным образцом, проверка правильности оформления документов, прежде всего равенства указанных сумм, совпадения номера на сумке с указанным в карточке.
- Заполнение кассовым работником явочной карточки при отсутствии замечаний.
- Сверка суммы средств и номера сумки, указанных в документах, и возврат кассовому работнику квитанции к сумке, подписанной инкассатором с оттиском штампа.
Ошибки и нарушения, выявленные в упаковке или оформлении ведомости, разрешается устранять в присутствии инкассатора. В случае превышения установленного лимита присутствия у заказчика выполняется вторичный приезд по плану в удобное время в зависимости от графика работы. Информация о повторном заезде вносится в соответствующий раздел явочной карточки.
Стоимость услуги инкассации при холостом выезде определяется в договоре.
При отказе кассового работника сдать сумку делается запись «Отказ» с указанием причин под роспись.
Сдача наличности оформляется расходным ордером.
Транспортировка и сдача ценностей по месту назначения
После получения материалов в силу вступают внутренние правила службы инкассации с полной ответственностью ее сотрудников за сохранность ценностей. По прибытию к месту назначения инкассаторы действуют по инструкции с проведением определенных действий и оформлением необходимых документов.
При поступлении сумки в банк проверяется:
- правильность заполнения сопроводительных документов;
- отсутствие повреждений сумки и штемпеля;
- соответствие номеров в накладной и на сумке.
При отсутствии замечаний наличные средства принимаются и после документального оформления деньги платежом переводятся на счет заказчика.
Данная процедура аналогичным образом выполняется при инкассации физическим лицам.
Кто оказывает услугу
Согласно Федеральному закону 1990 года «О банках и банковской деятельности» услуги по инкассации векселей, денег, расчетных и платежных документов регулируются нормативными положениями Центрального банка России.

Услуги инкассаторов
Услуги инкассации могут выполнять:
- Российское объединение инкассации;
- службы и подразделения кредитных финансовых учреждений;
- юридические лица – специализированные инкассаторские компании, имеющие лицензию Центрального банка России.
Цена для физических и юридических лиц
Стоимость услуги инкассации в Москве для юридических лиц не сильно отличается от стоимости для физических лиц. На формирование тарифов инкассаторских услуг влияют следующие факторы:
- вид услуги и способ ее оказания;
- выбранный метод сопровождения;
- сумма экспедируемых наличных средств;
- протяженность и сложность маршрута;
- назначенное время суток;
- периодичность (число) заездов.
Стоимость инкассации рассчитывается индивидуально для каждого клиента и закрепляется в договоре на оказание услуг. Обычно стоит инкассация в пределах от 0,1 до 4% от суммы заказа. Кроме того, в процессе расчета учитываются:
- предоставление группы сотрудников – инкассатора-водителя, охранника и др.;
- аренда спецтранспорта и машины сопровождения;
- охрана представителя клиента с ценностями на автомобиле заказчика;
- доставка клиента с ценностями на указанному адресу;
- пересчет наличности;
- другие условия.
Цена может быть снижена при наличии расчетного счета в банке, предоставляющем услугу инкассации.